Новости

За все время

СКАЗАНИЕ О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ

(В изложении святителя Димитрия Ростовского)

Икона Сретения Господня Андрей Рублев (1497 г.) Успенский Собор г. Владимир.


К ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА

Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе – «Паломничестве ко Святым местам» (Peregrinatio ad Loca Sancta); этот ценнейший памятник датируется концом IV в. и принадлежит перу любознательной западной паломницы Этерии (в старой литературе – Сильвия Аквитанка). Ее Перегринацио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто "сороковым днем от Эпифании (Богоявления)», – зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью.

«Сороковой день от Эпифании (quadragesimae de epiphania) празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст» (Itinerarium Aetheriae, 26).

Источники свидетельствуют, что праздник Сретения возник и в IV-V веках существовал в богослужебном календаре Иерусалимской Церкви в качестве торжества, завершающего сорокадневный цикл Богоявления (греч. Эпифания, или Тэофания), посвященного воспоминанию целого ряда евангельских событий. Этим объясняется первоначальное отсутствие у него собственного литургического заголовка и именование его, по формальному хронологическому принципу, – «Сороковым днем от Эпифании».

По завершении решающей стадии христологических споров (на Халкидонском Соборе 451 г., утвердившем догмат равночестного единения человеческой природы Логоса Воплощенного с Его Ипостасным естеством) ничто не препятствовало богослужебному прославлению знаменательных событий в земной жизни Иисуса Христа. К этому времени и относится появление Сретения в качестве самостоятельного владычнего (господского) праздника годового цикла в календарях столичных Церквей: Рима (конец V в.) и Константинополя (1-я половина VI в.).


Уважаемые слушатели взрослого отделения воскресной школы при храме преп. Зосимы и Савватия в Гольянове,

в разделе "СТАТЬИ" размещена информация о курсе видео-лекций "ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ: МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ"


Иосиф Бродский

Сретенье

Фрески работы Мануила Панселина в соборе Протата в Карее, Афон, XIV в.

Свитки Мёртвого моря: прошлое, настоящее и будущее. [The Dead Sea Scrolls: Past, Present, and Future]

Авторы статей: Christy Chapman, Sidnie White Crawford, Signe M. Hægeland, Årstein Justnes, Andrew B. Perrin, Mladen Popović, Lawrence H. Schiffman, W. Brent Seales, Hershel Shanks, Joan E. Taylor, Emanuel Tov, Joe Uziel, James VanderKam.

Год издания: 2022. Язык: Английскийю

«BBC: Красота книг» (2011) Документальный сериал


  1. Древние Библии / Красота книг
  2. Средневековые шедевры / Красота книг
  3. Страна чудес в картинках / Красота книг
  4. Сила бумажной обложки / Красота книг




За все время