Небольшая подборка литературы по эпохе Константина Великого

Константин I Великий (306-337 гг. н.э.). 

Якоб Буркхард

«Век Константина Великого»

Александр Каждан

«От Христа к Константину»

М.А. Ведешкин

«Правовой статус язычников и язычески х культов в римской империи в IV -VI вв.: законодательство и практика».

Император Юлиан. Полное собрание творений.

Спб.: Квадривиум, 2016. 749–791. [The Legal Status of Pagans and Pagan Cults in the Roman Empire (4th - 6th Centuries): Legislation and Practice]

Четыре книги Евсевия Памфила

епископа Кесарии Палестинской

"О жизни блаженного василевса Константина"

Евсевий Кесарийский (Памфил).

Джорж Бейкер

«Константин Великий. Первый христианский император».

Аркадий Малер

«Великие исторические персоны.

Константин Великий»

КОНСТАНТИН I, КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ (Флавий Валерий Аврелий Константин) (около 285–337 гг.), его еще называют первым римским христианским императором, более известным как Константин Великий Святой, «Равноапостольный». Отцом Константина (полное имя Флавий Валерий Константин) был Констанций Хлор, матерью – его сожительница (конкубина) Елена (умерла около 327 года, причислена к лику святых), родился он в Наисе (современный Ниш, Сербия) в провинции Верхняя Мезия. К 293 году, когда Констанций получил титул цезаря, он был уже женат на падчерице императора Максимиана. В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. Когда в 305 году Диоклетиан и Максимиан сложили с себя власть, отец Константина сделался императором на Западе, куда он и вызвал к себе Константина, который присоединился к экспедиции отца в Британии против  пиктов. В 306 году  Констанций умер в Эбораке (современный Йорк), и войска сразу провозгласили Константина августом, однако Галерий скрепя сердце признал его лишь цезарем (т.е. младшим императором).

Начался период политического неустройства, когда на власть в Римской империи претендовали сразу шесть соискателей. В 307 году Константин, закрепившийся в Галлии, женился на Фаусте, дочери Максимиана, одного из своих соперников, который теперь признал его августом. Однако в 310 году, в отсутствие Константина, Максимиан попытался устроить переворот, после чего тот принудил его покончить с собой. Когда в 311 году Галерий умер, осталось всего четыре августа: Валерий Лициний и Максимин Даза на Востоке и Максенций (сын Максимиана) и Константин на Западе. Константин заключил союз с Лицинием, выдав за него свою сестру Констанцию, и двинулся на Рим против Максенция. В 312 году, накануне битвы у Мульвиева моста возле Рима, Константину, по преданию, было видение. Согласно историку церкви Евсевию, Константин увидел в небе огненный крест, под которым была надпись по-гречески «Сим знаменем победишь». Согласно же Лактанцию, Константину приснился сон, из которого следовало, что он должен поместить на щиты воинов греческую монограмму, означавшую имя Христа (буквы Х и Р). Как бы то ни было, на следующий день Константин одержал победу, Максенций погиб вместе с сыном, и в качестве символа победы Константин поместил на своем лабаруме (императорском знамени) означенную монограмму.

В 313 году Константин совместно с Лицинием издали Миланский эдикт, предоставивший гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство по этому эдикту становилось «дозволенной религией», имущество, отобранное у церкви во время гонений, возвращалось. В тот же году Лициний разбил Максимина Дазу, и в течение 10 лет зятья Лициний и Константин вместе управляли империей, Константин на Западе, Лициний на Востоке. Однако в 323 году вспыхнул новый конфликт. Формальным предлогом явилось нарушение войсками Константина границ восточной части Империи при отражении набегов готов и сарматов. Лициний объявил войну. Но и сам Константин, должно быть, ощущал необходимость окончательного решения вопроса о власти. К тому же с 321 года  Лициний возобновил в своей части Империи преследования христиан. В 324 году  Лициний был разбит в двух сражениях, вначале при Адрианополе (современный Эдирна) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (современный Юскюдар) в Малой Азии и отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единоличным влистителем всей Римской империи.

Правление Константина стало поворотным пунктом в истории Европы. Каковы бы ни были мотивы императора, Константин поощрял рост христианской церкви. В 325 он созвал Никейский собор (Первый Вселенский собор) с тем, чтобы урегулировать разногласия относительно арианского учения и сформулировать христианское вероучение, и лично председательствовал на многих его заседаниях. В 330 году он основал на месте древнего Византия Константинополь (современный Стамбул) и перенес туда свою столицу. Впоследствии Константинополь стал центром Восточной Римской (Византийской) империи, просуществовавшей до 1453 года. У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 году вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, – уже самой Фаусты, показывает его нам с другой стороны. Константин умер в Ахироне, пригороде Никомедии, 21 мая 337 года, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он был крещен. Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340 гг.) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361 гг.) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350 гг.) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока (в 350 г.) не остался один император, Констанций II.

За свою деятельность по распространению христианства Константин был причислен к лику святых.