НЕМНОГО О КРЕЩЕНИИ В IV ВЕКЕ

НЕМНОГО О КРЕЩЕНИИ В IV ВЕКЕ

"... поставляется кафедра для епископа посреди большой церкви, то есть в Мартириуме: по ту и другую сторону садятся на кафедры пресвитеры и становятся все клирики; затем приводятся по одному ищущие Крещения: если это мужчины, то приходят со своими отцами; если жены, то с матерями. И затем епископ поодиночке расспрашивает соседей вошедшего, говоря: доброй ли он жизни, почитает ли родителей, не пьяница ли и хвастун, и расспрашивает о всех пороках, которые более тяжки в человеке. И когда он убедится, что тот безупречен во всем, о чем его спрашивал епископ в присутствии свидетелей, то он собственноручно записывает его имя. Если же тот в чем-нибудь обвиняется, то епископ велит ему выйти, говоря: пусть он исправится, и когда исправится, пусть преступает к купели. Так он говорит, расспрашивая и о мужчинах, и о женщинах. Если же кто чужестранец, то он не так легко приступает к Крещению, если только не представит свидетельства лиц, его знающих.
... чтобы вы, братья и сестры, не подумали, что это делается без разумного основания. Здесь есть такой обычай, что тех, которые приступают к Крещению, в течение сорока дней поста, ранним утром заклинают клирики. И так, начиная от Бытия, в течение этих сорока дней проходят все Писание, сперва излагая телесно, потом разрешая его духовно. И, когда исполнится пять недель от этого поучения, они получаю символ: смысл этого символа в отдельных словах епископ поясняет им особым образом. Когда же пройдут семь недель и останется одна пасхальная... приходит епископ в большую церковь, и там подходят поодиночке: мужчина со своим отцом, женщина со своей матерью, и отвечают символ епископу. Он говорит: "В эти семь недель вы научились всему закону Писаний, слышали также и о вере, и о воскресении плоти, и каждый в отдельности, насколько могли, усвоили смысл: однако, будучи еще оглашенными, вы не можете слышать слово и то, что принадлежит к более глубокой тайне - к Крещению, потому что вы еще оглашенные: и чтобы вы не подумали, что что-нибудь совершается без смысла, когда вы будете креститься во имя Божие, вы услышите в Воскресении, в эти восемь пасхальных дней после церковного отпуста: так как вы еще оглашенные, то сокровенные таинства Божии не могут быть вам поведаны".

Паломничество Эгерии. Паломничество по святым местам конца IV века. Peregrinatio ad loca sancta saeculi IV exeuntis / Studi e documenti di storia e diritto T. V. В 1887.