Про иконоборчество в Армении

Икона: Неизвестный мастер XVIII века. Богоматерь с Младенцем и 12 апостолов. Эчмиадзин, музей Патриархии. Иллюстрация из открытых источников


Тема иконоборчества прилична связана с армянским народом. В наибольшей степени оставил след в этом движении византийский царь Лев III Исавр, армянин из Мараша. После него на долгий период иконы были запрещены в Визнатии, пока иконопочитание не было введено вновь при императрице Феодоре, также армянских корней. Однако мало кто поднимал вопрос о наличии иконоборчества в самой Армении.
Иконоборчество упомянуто армянскими источниками ещё в VI веке, намного раньше правления главного иконоборца. В конце века помощник католикоса Мовсеса II Эгивардеци Вартан Кертог написал трактат "Об иконоборцах". Также есть сведения Иоанна Майрагомеци, Мовсеса Каганкатваци и ряда других армянских авторов.
Согласно трактату, монахи Самуил, Фаддей и Исаия начали с подвижниками продвигать иконоклазм. Покинув патриарший дом в Двине, они начали проповедовать эту идею по всей Армении. После того, как их поймали, они заявили, что отрицают иконы, так как "об этом нет указаний в заповедях, и... это пристойно идолопоклонникам, которые поклонялись всем тварям". Они также обвиняли церковь в поклонении материи.
Само учение трёх монахов не было сектантским в своей сущности, а активно опиралось на труды ранних авторов. Они приводили в пример Евсевия Кесарийского, где он отказал императрице Констанции в просьбе прислать изображение Христа. Также они апеллировали к Григору Лусаворичу, который говорил, что вместо деревянных изваяний Бог утвердил Свой крест.
Вртанес Кертог обвинял иконокластов в непоследовательности: они не почитают иконы, но при этом почитают крест. Также он упрекал их в невежестве, приводя в пример, как скульптуры были ещё в храме Соломона, что не делало из иудеев язычников.
На этом базисе росли и более радикальные учения, вроде павликиан и тондракийцев, которые уже доходили и до отрицания креста. Позже они повлияют на учения богомилов, катаров и альбигойцев.
В дальнейшем иконоборчество имело в Армении и другие причины. В начале VIII века халиф Езид II начал кампанию по массовому уничтожению армянских икон, которая продлилась и после него. В итоге иконографическая культура в Армении пришла в упадок, что тоже повлияло на рост иконоклазма.
Вскоре к иконоборчеству присоединяется и сама Армянская церковь. Католикос Саак III Дзоропореци оставил завещание ишхану Смбату Багратуни, где писал ему: "Будь неизменен в истине и не растлевайся их поклонением иконам или чем-либо ещё, ибо Бог даровал нам как образ крест, чтобы мы поклонялись Богу посредством святого креста, как все христиане и святые отцы со времён апостолов до наших дней".
Фактически католикос здесь следует идеям тех первых трёх иконоборцев. Это можно также объяснить антихалкидонитской направленностью Армянской церкви. Ведь в Византии почитание икон, напротив, было значительным. К тому времени армян не раз пытались обратить к халкидонизму, да и самого Саака III пытались насильно заставить принять православие византийского толка.
Следующий католикос Егия писал также, что иконопочитание является греческим церковным обычаем и с ним нужно также бороться. Дошло до того, что католикоса Ваана I Сюни лишили сана за его большие симпатии к иконам. К тому времени Византия пыталась активно навязать своё православие среди армян, также распространяя иконопочитание, отчего армянские священники начали запрещать изображения и фрески.
Армянское иконоборчество значительно повлияло на Льва III Исавра. Он был близким другом Смбата Багратуни и не мог не знать о наставлениях Саака III. В целом, можно сказать, что иконоборчество как движение зародилось именно среди армян. На это указывает то, что иконокласты не отрицали почитание креста, который с первых лет христианства в Армении был ключевым символом.
На основе схожих идей развивались идеи актиститов и афтартодокетистов, отрицавших нетленное в Боге, что было крайне близко к монофизитству. Из-за этого изображения Христа были также запрещены ими. Но стоит отметить, что армянские иконоборцы были миафизитами и отрицали иконы по иным, вышесказанным, причинам.
Вскоре борьба с иконами дошла через Льва III Армянина и до Византии, где она приобрела колоссальные масштабы. Также иконокласты повлияли и на Эфиопию. Отсюда и в Армении, и в Эфиопии появились уникальные иконы, на которых распятие и погребение Христа изображаются без самого Христа.


Артур Акопян, ИАПС Антитопор

Источник: Информационно-аналитический партал "Антитопор"