"Об иконографии праздника Сретения Господня"

"Об иконографии праздника Сретения Господня"

Праздник Сретения Господня - один из 12 самых главных праздников в христианстве, связанных с Самим Иисусом Христом.

В праздник Сретения (со славянского – Встреча) мы вспоминаем евангельское событие, когда младенец Христос был принесен своими святыми родителями девой Марией и старцем Иосифом. В храме произошла знаменательная встреча Святого Семейства со старцем Симеоном и Анной Пророчицей, которым Святой Дух открыл, что за младенец принесен ныне во храм, и они разнесли весть о явившемся в мир Спасителе по всему Иерусалиму. А также старец Симеон изрек пророчество о том, что Пресвятой Богородице предстоит испытать великую душевную боль, когда она увидит страдания и крестную смерть своего Божественного Сына.

  • Но это событие имело не только явное значение, но и глубокое символическое. В лице старца Симеона произошла встреча уходящего в прошлое Ветхого Завета (договора Бога с людьми) с Новым Заветом, который принес в мир Христос.
  • Уже с древних времен момент Сретения христиане изображали на иконах.
  • Первое сохранившееся до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре (432–440 гг., фото 1). На этой мозаике мы видим еще не сформированную полностью иконографию, а только некоторый промежуточный вариант.
  • Композиция иконы этого праздника формировалась постепенно и в течение следующих веков претерпевала некоторые изменения. В результате мы можем встретить два основных вида расположения фигур на иконе Сретения, что является редкостью в христианском искусстве:
  • симметричная композиция, в центре которой Богоматерь с Младенцем и Симеон Богоприимец;
  • несимметричная композиция, на которой изображено шествие Богородицы, Иосифа Обручника и пророчицы Анны Пророчицы к Храму.

Главная особенность симметричной композиции – находящийся в ее центре престол, над которым Младенец Христос передается Пресвятой Богородицей старцу Симеону. Это указывает на искупительную жертву Спасителя. ↓↓↓

В случае несимметричной композиции Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна торжественно шествуют слева направо к дверям храма, на ступенях которого стоит старец Симеон. Такой вариант иконы праздника появился в постиконоборческий период. ↓↓↓

В конце XVI века на Руси появляются иконы Сретения с клеймами, на которых изображаются предшествующие и последующие события, основанные на праздничных чтениях «Пролога» и Акафиста Богоматери. ↓↓↓

Встречаются и интересные отступления от привычной иконографии праздника Сретения. Например, самый необычный вариант этого сюжета запечатлен на грузинских эмалях. На этих иконах вместо жертвенного престола изображается горящая свеча как символ Света Христова, просвещающего всех. ↓↓↓